Дефицит авто и повышенный риск угонов - к чему стоит быть готовым автовладельцу

28 марта 2022
Дефицит авто и повышенный риск угонов - к чему стоит быть готовым автовладельцу 2022-03-28 16:48:56 https://alarm.ru/files/news_images/11830/conversions/7fd390e76b05842a4936a8f2b7641165-show.jpg

Повышение цен, спровоцированное рекордным скачком курса доллара, закономерно вызвало у многих россиян ассоциации с печально известным 1998 годом. Логика такой параллели понятна - вполне можно ожидать снижения покупательской способности на рынке и уменьшения количества новых автомобилей — в первую очередь иномарок. Однако, текущая ситуация все-таки имеет большие отличия от 1998 года.

Тогда, почти 30 лет назад, у россиян стало меньше денег в пересчете на иностранную валюту, но зарубежные производители не покидали рынок, и все каналы поставок были открыты.

В конце августа 1998 года, когда уже был объявлен дефолт, в столичном «Экспоцентре» прошел Московский международный автосалон, в котором приняли участие в том числе Ferrari и Maserati. Однако сейчас по официальным каналам купить продукцию многих марок уже не выйдет.

Не стоит надеяться на вторичку

Еще один важный момент — фактическое прекращение поставок подержанных иномарок из-за рубежа. Формально запрета на это нет, но высокие таможенные пошлины сделали бизнес нерентабельным: сегодня б/у машины из-за рубежа возят в основном энтузиасты, которые готовы потратиться на экзотическую модель.

Хотя в 1998 году человек потерял возможность купить новую иномарку, но он мог пригнать б/у авто из Германии, Японии или любой другой страны - часто автомобили в возрасте трех-пяти лет продавались там по максимально доступным ценам, и бизнес «перегонщиков» имел огромные масштабы.

Сейчас вся вторичка, по факту, ограничена пределами России. Стоимость б/у автомобилей растет пропорционально ценам новых авто, которая, в свою очередь, повышается не только из-за курса и инфляции, но и из-за дефицита.

«Стихийный рынок» маловероятен

В России конца девяностых был слабо организованный, практически стихийный автомобильный рынок. Большинство компаний тогда не имели официальных представительств, которые бы регулировали ценовую и сервисную политику.
Даже отечественные авто продавались либо через частных дилеров, не контролируемых заводами, либо у перегонщиков. К слову, в начале девяностых вывезти новенькую «девятку» из Тольятти было непростой задачей все жестко контролировалось местными криминальными структурами.

Вторичный рынок тоже мало походил на то, к чему мы привыкли сегодня. Интернет-площадки тогда только проклевывались, поэтому традиционно купля-продажа происходила либо через газеты с объявлениями, либо на парковках-авторынках под открытым небом.
Не было 25 лет назад и современных инструментов проверки: толщиномеров, баз ГИБДД, расчетов страховых ремонтов и других способов обезопасить себя при покупке.

Нечестные продавцы будут всегда, и даже в нынешних условиях приобретение подержанного автомобиля сопряжено с определенными рисками, но механизмов, позволяющих их выявить, стало намного больше. Но в условиях изоляции от зарубежных поставок и при дефиците запчастей количество машин в хорошем состоянии будет естественным образом уменьшаться.

Возвращение угонщиков и авторазборок

Если нехватка деталей будет прогрессировать, то угоны в нашей стране могут приобрести совсем другие масштабы. В девяностых годах машины крали в основном ради перепродажи, используя несовершенства правоохранительной системы. Сейчас основной целью угона может стать разбор автомобиля на запчасти, которые можно выгодно продать, потому что больше их брать неоткуда.

Официальные дилеры, конечно, не станут иметь дело с подержанными и потенциально ворованными деталями, но частные мастерские наверняка будут готовы закрывать глаза на происхождение деталей. Либо задача по приобретению запчастей будет переложена на клиентов, которым придется обращаться на разборки, которые вырастут в количестве.
С учетом всего вышесказанного, вполне вероятно ожидать и повышение спроса на автосигнализации и различные противоугонные системы - даже если машина застрахована по КАСКО (чем могут похвастаться немногие), на выплату в случае угона невозможно будет купить равнозначный автомобиль.

Насколько реалистичны такие сценарии

Полной изоляции России от новых иномарок, скорее всего, не произойдет: Hyundai, Kia, Renault и Toyota продолжают деятельность, не стоит забывать и о китайских брендах, число и ассортимент которых, вероятно, будут увеличиваться.

Но в современной экономике слишком многое взаимосвязано: пандемия наглядно показала, как производство в одной стране может встать из-за того, что не было поставки компонентов из другой. Как ни удивительно, но иностранных деталей сейчас много даже в наших «Ладах», поэтому этот вопрос может оказаться критическим: вновь запущенный после простоя конвейер в Тольятти пока что выпускает только «Гранты» и «Нивы».

Alarm.ru
https://alarm.ru/design/atheros/assets/images/logo.png

Вам будет интересно